1. Введение
«У чувашского народа
Сто тысяч слов,
сто тысяч песен,
сто тысяч вышивок»
И.Я.Яковлев.
С самых первых занятий в школе мы знакомимся с чувашской национальной одеждой, украшениями, старинными предметами быта и вышивкой в кабинете чувашского языка или в школьном музее. Одним из процветавших во все времена промыслов чувашей было искусство вышивания. Но мы, подрастающее поколение, почти ничего не знаем ни о вышивке, ни о мастерах вышивальщицах, ни о прошлом чувашской национальной вышивки.
Целью исследовательской работы является изучение чувашской вышивки и его развитие через старинные изделия, через работы современных мастеров.
Задачи:
1.Поиск информации о чувашской национальной вышивке, старинных изделий с чувашской вышивкой;
2.Поиск информации об известных мастерах вышивки, знакомство с их работами;
3.Изучить швы чувашской вышивки.
4.Научиться вышивать салфетки, закладки, полотенца.
Актуальность исследовательской работы:
Как говорил наш первый президент Н.В.Федоров: « Если народ знает свою историю, то у него есть будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли». Чувашская вышивка – часть истории и культуры нашего народа. В последнее время стали забывать национальную вышивку, заменяя ее вышивкой только «крестом» или «гладью». Многие думают, что национальная вышивка бывает только на старинных изделиях, не знакомы с изделиями современных мастериц. Именно поэтому изучение чувашской вышивки является актуальным для сохранения и передачи дальнейшим поколениям чувашской культуры, истории.
Предметом исследования является чувашская вышивка.. Орнаментальное искусство берет свое начало с древних времен и развивается по сей день. Через орнамент люди передавали свое понимание и преставление о мире. Огромное значение имели знаки, при помощи которых мы можем понять, что хотела передать мастерица.
Методами исследования является изучение и анализ литературы, старинных изделий, опрос детей различного школьного возраста. Изучение литературы и просмотр интернет-сайтов, старинных изделий показало, что между вышитыми изделиями наших бабушек, прабабушек и современных вышивальщиц есть разница.
2. Основное содержание
2.1. Черты чувашской вышивки.
Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 30 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка. В чувашской вышивке преобладали мотивы булгарского изобразительного искусства (узоры в виде звезд, солнца, фигур животных и растений, веревок). Преобладали в вышивке красный, желтый, зеленый цвета. Красный цвет символизирует стремление народа к свободе, сохранение традиций и самобытности. Желтый цвет, цвет солнца, дарующий жизнь всему на земле. Зеленый – цвет природы. Только черным цветом окаймлялся узор вышивки.
Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки. Имея сходство с вышивкой других народов Поволжья (в приемах шитья, в орнаментальных мотивах), чувашская вышивка выделяется изумительной, ибо выполняется по счету ниток.
В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь.
Вышивка исполнялась на домотканом (чаще конопляном) холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Вышивали также шелками. На базарах покупали шелк-сырец, пряли и красили в домашних условиях. Иногда применялась серебряная и золотая нить, особенно при расшивке масмаков, сурпанов, сар. Хлопчатобумажные и льняные нитки шли на крупные и менее ценные вышивки.
Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хулçи, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке анат енчи кск и поясного наряда сар и т. д.
Косой стежок (хантс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кск, вышивке поясных подвесок, масмаков.
Гладьевым швом сплошь покрывалась поверхность вышиваемого участка ткани. При этом каждая вышитая нитка состояла из стежков, подобных росписи. Шов был двусторонним, имел различные формы, в том числе квадратики (чрмалла), кирпичики (паклава), ромбики. Они встречались особенно на сурпанах, сар, свадебных платках, покрывале невесты.
Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сар, хулçи, концов сурпана.
Обычно при вышивке узоров применялось сразу несколько видов швов, т. е. швы сочетались. Так, контурным швом йепкн наносилось на холст очертание узора, после чего швами чрмалла хантс заполнялось все поле контура. Кроме этих существовал ряд других швов: шулам - косой гладьевой, хресл тр - крестик, хю - простой стебельчатый, майра трри (шткла) - тамбур и т.д. Вышивальщица создавала замечательные произведения искусства, которые явились значительным вкладом в мировую культуру. "В области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями Волжского края", - писал И. Н. Смирнов.
2.2. Современные мастера чувашской вышивки.
Ефремова Eкатерина Иосифовна.1914–2000 гг.
Народный художник Чувашской Республики, заслуженный художник Чувашской Республики и Российской Федерации. Родилась 26 ноября 1914 г. в с. Eгоркино Октябрьского района Татарии.
Работала главным художником альгешевской фабрики “Паха тр“.
Награждена орденами “Знак Почета”, Трудового Красного Знамени, медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” За большие заслуги в области чувашского прикладного искусства ее имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.
Основные работы: скатерть “Урожай“, керамический сервиз “Чувашский квасник“, декоративные скатерти, полотенца, занавески, национальные костюмы для хора и танцевальной группы Чувашского ансамбля песни и танца, сувениры, чайные комплекты и др.
Воронова Зинаида Ивановна.
Художник, мастер чувашских национальных украшений, головных уборов и сувениров, заслуженный работник культуры Чувашской Республики.
Родилась 2 июня 1951 года в селе Яльчики ЧР.
С 1991 года специализировалась в изготовлении национальных украшений и костюмов. В 2003-2004 гг. работала мастером по изготовлению национальных украшений в ООО «Мастерские «Художественный фонд».
Является лауреатом республиканских, межрегиональных и международных конкурсов и фестивалей народных художественных промыслов.
Петрова Татьяна Ивановна 13.02.1952 г.
Художник–прикладник, заслуженный художник Чувашской Республики.
Родилась в д. Сергиевка Знаменского района Тамбовской области.
Работала художником Альгешевской фабрики «Паха тр», художественным руководителем Чувашского производственого объединения художественных промыслов «Паха тр».
Основные работы: «Скатерть с петухами», занавес «Торжественный», платья «Чувашский праздник» и «Акатуй», скатерть «Альгешевский цветок», скатерть «Юбилейная», полотенце «Добро пожаловать», женские костюмы «Акатуй», «Лето», панно–триптих «Край чувашский славится красными зорями, яркими узорами», коллекция чувашской женской одежды «Звенящая россыпь веков» и др.
Жачева Евгения Николаевна.Художница-вышивальщица.
Родилась 18 октября 1940 г. в с.Тюнзыры Цивильского района Чувашской Республики.
Eвгения Николаевна Жачева – известный мастер чувашского прикладного искусства. С 1982 г. серьезно занимается чувашской вышивкой. Ведет большую работу по пропаганде чувашской национальной вышивки. С 1992 г. работает педагогом дополнительного образования.
Основные работы: “Родословная”, салфетки, чувашские национальные костюмы, автор книг по чувашской вышивке.
Сергеева Елизавета Ивановна Художница-вышивальщица.
Родилась в январе 1943 г. в д. Питикасы Чебоксарского района ЧР.
Е.И. Сергеева занимается многими видами ремесел: узорное вязание, бисероплетение, роспись по дереву, мягкая игрушка, береста, чувашские женские украшения и головные уборы из бисера и монист. Основные работы: «Вместе с Россией», «Приглашение в Чувашию», «Гимн солнцу», «Утка - символ Чувашии», «Из глубины веков»; «Пике» на основе бисера, куколка «Пÿрнеске». Награждена Дипломом Международной выставки (конкурса) «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» (апрель и ноябрь 2000 г., апрель 2001 г., г. Москва, ВВЦ); Дипломом в республиканском смотре-конкурсе народных промыслов в номинации «Национальная вышивка» (1 февраля 2003 г., г. Чебоксары) и др.
Симакова Мария Васильевна.
Художник по вышивке, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, народный мастер Российской Федерации.
Родилась 3 декабря 1934 г. в д.Абашево Чебоксарского района ЧР.
Мария Симакова – мастерица по чувашской народной вышивке. Работала художницей на фабрике «Паха тр». Работала заведующей лабораторией национальной вышивки при республиканском научно–методическом центре народного творчества.
Шаркова Татьяна Васильевна
Художник, заслуженный работник культуры Чувашской Республики.
Родилась 22 октября 1954 г. в деревне Избахтино Яльчикского района ЧР.
Eе творчество целиком и полностью посвящено декоративно–прикладному искусству. Работы отличаются образностью и глубоким содержанием. В произведениях «Чувашское женское платье», «Занавес», «Полотенце», «Салфетки», «Скатерть» и др. народные традиции гармонично синтезируются с требованиями сегодняшнего дня. С 1983 г. работает в Новочебоксарской детской школе искусств. Одновременно с 1999 г. работает доцентом на кафедре компьютерных технологий в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова.
2.3. Народный чувашский костюм.
Народный чувашский костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических, исторических обстоятельствах. Делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анат енчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию.
В основе древней структуры костюма лежат представления о модели мира с небосводом, светилами, здешним и потусторонними мирами, что с развитием миропонимания и социальной жизни постепенно стерлось в прошлых веках.
В современных условиях костюм всех трех видов, опираясь на традиции и эстетические нормы, находит свое развитие в профессиональном, самодеятельном и народном искусстве, больше всего в сценическом творчестве, выставочной деятельности.
2.4. Анкетирование «Что хранят бабушкины сундуки?».
- 1. Почему наш край называют «Краем ста тысяч вышивок»?
- 2. Видели ли вы изделия с чувашской вышивкой?
- 3. Знаете ли вы о чувашской орнаментальной вышивке?
- 4. Отличается ли чувашская национальная вышивка от других?
- 5. Знаете ли вы мастеров-вышивальщиц?
- 6. Хотели бы вы познакомиться с чувашской вышивкой?
- 7. Вышивает ли кто-нибудь у вас в семье?
- 8. Пробовали ли вы сами вышивать?
- 9. Хотели бы научиться вышивать?
Вывод: анкетирование показало, что учащиеся мало знают о чувашской национальной вышивке, о мастерах вышивки. Но появилось желание больше узнать о чувашской вышивке, мастерах и самим научиться вышивать.
3. Заключение.
Изучение чувашского языка невозможно без опоры на духовную и материальную культуру родного народа. Яркий образец материальной стороны — традиционная национальная одежда, которая имеет для нашего времени познавательное и историческое, а во многих случаях практическое значение.
Данная работа имеет практическое значение и может использоваться в целях развития у детей младшего и среднего возраста интереса к изучению чувашского языка, к культуре, истории родного края.
Результаты исследовательской работы:
1. Познакомились с изделиями с чувашской национальной вышивкой (масмак, платье, сурпан);
2. Познакомились с творчеством и работами мастеров современниц: Ефремовой Е.И., Вороновой З.И., Сергеевой Е.И., Петровой Т.И., Жачевой Е.Н., Симаковой М.В., Шарковой Т.В.
3. Изучили швы чувашской вышивки.
4. Вышили салфетки, закладки для книг.